Коэффициент «бонус-малус» был введён для расчёта цены ОСАГО, в качестве поощрительной меры за вождение без ДТП. Водитель, не совершивший за истекший год ни одной аварии, в будущем году вправе приобрести страховку со скидкой. Неаккуратным автомобилистам, совершающим ДТП, полис обойдётся значительно дороже его базовой цены. Для удобства расчета цены страховки в зависимости от личного класса, имеется в системе КБМ таблица коэффициента «бонус-малус». Разберём, что это такое и как ею пользоваться.
- Что такое КБМ таблица
- Таблица значений КБМ ОСАГО 2022
- Инструкция по использованию и обозначения таблицы
- Как определить коэффициент «бонус-малус»
- Без ДТП и аварий
- После аварий
- Расчёт КБМ при неограниченном страховании
- Класс на начало годового страхования
- Классы водителя в таблице КБМ
- Как класс водителя влияет на скидку
- Причины потери КБМ
- Восстановление КБМ
- Заключение
Что такое КБМ таблица
Принцип действия системы «бонус-малус» заключён в изменении класса водителя, в зависимости от наличия/отсутствия за прошлый страховой год в его активе ДТП. Если по его вине произошла авария, то рейтинг снижается на несколько пунктов. За каждый безаварийный год его класс наоборот, повышается на 1 позицию. Минимальный рейтинг, присеваемый злостным нарушителям, обозначается буквой «М». Такому водителю страховой полис обойдётся при покупке в 2,45 раза дороже его базовой цены. Высший класс КБМ – 13-й. Его обладателю оформление ОСАГО будет стоить дешевле базового значения на 50%.
Самостоятельно рассчитать, во сколько обойдётся оформление полиса на следующий год, может каждый водитель. Используется для расчёта КБМ ОСАГО таблица, приведённая ниже.
Таблица значений КБМ ОСАГО 2022
Инструкция по использованию и обозначения таблицы
Таблица содержит 7 столбцов и 15 строк. В столбцах отображена информация о классе водителя на начало года, значение коэффициента КБМ, а остальные 5 столбцов – количество ДТП, совершённых водителем за прошедший год. Горизонтальные строки означают индивидуальный класс в системе «бонус-малус».
Как определить коэффициент «бонус-малус»
Для наглядности рассмотрим порядок вычислений на двух конкретных примерах.
Без ДТП и аварий
Исходные данные: класс водителя на начало года – 3. Он присваивается каждому начинающему автомобилисту, ещё не имеющему в своём активе ни ДТП, ни безаварийного стажа. За прошедший страховой год водитель по своей вине не совершил ни одной аварии. Согласно правилам начисления коэффициентов «бонус-малус», за безаварийную езду его класс повышается на 1 пункт – до 4 уровня. Этому классу, согласно таблице, соответствует понижающий коэффициент 0,95. То есть, полис ОСАГО на следующий год обойдётся такому аккуратному новичку уже на 5% дешевле.
После аварий
Другой пример – с водителем, не соблюдавшим ПДД, и попавшим в аварию. Допустим, его класс на начало годового срока страхования был равен 5-ти. Это позволяло ему приобретать страховку с 10-процентной скидкой. Но за год он совершил два ДТП по своей вине – то есть, компании пришлось дважды выплачивать за него компенсации. Берём изначальный класс (пятый) водителя, и смотрим в столбце «2 страховые выплаты», до какого значения он понизится по итогам года. Получаем значение «1», это предполагает для него увеличение цены полиса на 55% от базового значения.
Расчёт КБМ при неограниченном страховании
Существует два типа страховых полисов – с ограниченным числом вписываемых водителей, и без ограничений их количества. Класс КБМ присваивается конкретному водителю, а не застрахованному автомобилю. Поэтому, при неограниченном полисе все вероятные страховые риски уже вносятся в его цену.
Такое ОСАГО обойдётся владельцу ТС дороже на 80% её базовой цены. Если водитель, управляя авто с неограниченным полисом, совершит ДТП, его личный класс снизится в обычном порядке, согласно значениям таблицы.
Класс на начало годового страхования
Индивидуальный класс КБМ на начало нового года присваивается каждому водителю по итогам текущего. Если он совершил 1 ДТП, то класс снижается на 1-5 пунктов. При четырёх и более авариях, его рейтинг автоматически падает на низший уровень – «М». Новичкам, впервые оформляющим полис, присваивается 3-й класс по умолчанию.
Классы водителя в таблице КБМ
Всего в системе «бонус-малус» существует 15 классов – низший «М» и высший 13-й. За каждый безаварийный год уровень водителя повышается на один пункт, пока он не достигнет высшей отметки. Если же автомобилистом было совершено ДТП, то его класс понижается на несколько пунктов. Итоговое снижение зависит от индивидуального первоначального класса, и количества совершённых за год аварий.
Как класс водителя влияет на скидку
Коэффициент «бонус-малус» был введён для финансового поощрения аккуратных водителей ТС. Повышение класса в системе КБМ позволяет страхователю купить полис дешевле на 5% за каждый пункт рейтинга. Максимальная скидка предусмотрена для 15 класса – 50% от базовой цены страховки. Для лиц, совершивших за прошедший страховой год ДТП, полис обойдётся значительно дороже.
Максимальный повышающий коэффициент предусматривается для класса «М» – 245% от номинала.
Причины потери КБМ
Причиной снижения класса КБМ, помимо совершения автомобильных аварий, бывает:
- Не оформление ОСАГО в прошедшем году. В таком случае рейтинг водителя падает на начальный 3-й уровень с коэффициентом «единица».
- Некие ошибки в системе, вызванные техническими сбоями или человеческим фактором.
Восстановление КБМ
Восстановление своего класса в системе «бонус-малус» производится в зависимости от причины его падения. Если это произошло из-за совершённой аварии, или пропуска страхования в прошедшем году, то повысить свой рейтинг можно только безаварийной ездой. Когда класс понижен ошибочно, нужно незамедлительно обратиться к своему страховщику, с требованием разобраться в ситуации и вернуть изначальный рейтинг.
Заключение
Коэффициент «бонус-малус» оказывает весомое влияние на цену страхового полиса. Являясь финансовым стимулом для безаварийного вождения, КБМ прямо способствует соблюдению участниками дорожного движения правил ПДД.