Коэффициент «бонус-малус» был введён в качестве финансового поощрения за безаварийную езду. Аккуратный шофёр, не совершивший за истекший год ни одной аварии, поощряется повышением класса КБМ, дающим скидку при оформлении ОСАГО. И наоборот – при попадании водителя в ДТП, личный рейтинг КБМ снижается, а цена страховки для него повышается. Но это происходит не всегда. Разберём, как меняется КБМ после ДТП, если виноват в происшествии, и если не виновен.
- Попали в ДТП – всегда ли изменяется КБМ?
- Как изменяется КБМ после ДТП – снижается, или повышается?
- Смена КБМ, если виноват
- Если не виноват
- Если вина обоюдная
- Виноват не хозяин ТС, а водитель
- Параметры расчёта
- Как долго действует повышающий коэффициент
- Восстановление КБМ после ДТП
- Можно ли избежать увеличения цены после ДТП
- Заключение
Попали в ДТП – всегда ли изменяется КБМ?
КБМ – это один из коэффициентов, применяемых в расчёте конечной цены полиса ОСАГО для каждого водителя. Ведён он был как мера повышения аккуратности вождения. Суть его заключается в присвоении каждому водителю определённого класса, дающего право на скидку при расчёте цены страховки, либо наоборот, повышающего стоимость ОСАГО. Использование повышающего или понижающего коэффициента зависит от присвоенного на начало года класса.
КБМ после ДТП снижается не равномерно, а в зависимости от нескольких факторов – количества страховых случаев за год, изначального класса в системе КБМ.
Снижение рейтинга происходит не при каждой аварии, а только при таких условиях:
- Водитель признан виновником произошедшего дорожного происшествия.
- Потерпевшее лицо обратилось в страховую фирму за компенсационной выплатой.
- Обращение пострадавшего удовлетворено, и нанесённый ему ущерб возмещён.
То есть, снижение класса КБМ возможно, если действия застрахованного клиента нанесли убыток агентству в виде компенсационных платежей потерпевшим.
Как изменяется КБМ после ДТП – снижается, или повышается?
КБМ при ДТП может либо снижаться, либо наоборот, повышаться. Понижение рейтинга происходит, если авария произошла по вине данного водителя. Если же он не виновен в происшествии, то к нему никаких претензий у страховщика быть не должно. По итогам года, у водителя, не по своей вине попавшего в ДТП, класс возрастает на 1 пункт, как если бы он вообще не участвовал в происшествии.
Падение рейтинга для виновников автомобильной аварии высчитывается на основании специальной таблицы, разработанной сотрудниками Центробанка РФ совместно с РСА. Периодически в неё вносятся дополнения и коррективы, последние из которых произошли в весной 2019.
Сейчас таблица коэффициента аварийности ОСАГО выглядит так:
Смена КБМ, если виноват
Приведённая выше таблица используется в ситуации, если водитель признан виновным в совершённом ДТП. В первом столбце указывается класс КБМ, во втором – коэффициент «бонус-малус». Шофёру, имеющему личный показатель с 4 до 13 класса включительно, предоставляется скидка при оформлении ОСАГО. Третий, базовый, класс не даёт ничего – его коэффициент равен единице. А вот показатели рейтинга от 2-го до «М» предполагают резкое увеличение цены страховки, от 1,4 раза до 2,45 раз.
Если не виноват
Когда, по итогам разборки причин ДТП, сотрудниками автоинспекции установлено, что застрахованный водитель не виновен в происшествии, никаких компенсационных выплат за него не производится. Следовательно, и его класс в системе «бонус-малус» не понижается.
Если вина обоюдная
Бывает, что в аварии виноваты оба его участника. Степень вины каждого из них в этом случае устанавливается в результате изучения обстоятельств происшествия. Она может быть равной, то есть, 50/50, или неравнозначной. Но в любом случае, обоих виновных водителей ожидает снижение уровня КБМ после ДТП. И того шофёра, кто виновен в столкновении на 99%, и второго – виновного только на 1%.
Виноват не хозяин ТС, а водитель
Случается, что за нарушителем ПДД оказывается не собственник авто, а другое лицо, допущенное к вождению. Тогда снижение класса КБМ грозит именно тому человеку, который находился в момент совершения ДТП за рулём. Владелец машины может понести взыскание в ситуации, если предоставил руль лицу, не имеющего права на вождение, или находящемуся в неадекватном состоянии.
Параметры расчёта
Рассчитать снижение своего рейтинга КБМ можно самостоятельно, воспользовавшись представленной выше таблицей. Для этого водителю нужно знать такие параметры:
- Свой класс на начало страхового года.
- Количество совершённых по своей вине ДТП за истёкший год.
Эти данные подставляются в соответствующие столбцы и графы таблицы, в результате выясняется класс КБМ в наступающем году. Пример: изначально водитель имел 10 класс, а за истекший год совершил 2 аварии, в которых он был признан виновником. Находим в первом столбце графу 10, а в правой части – столбец «2 страховые выплаты». На месте их пересечения видим цифру «3». Значит, класс в будущем году понижается с десятого до базового, третьего уровня. В итоге теряется скидка в 35% от базового тарифа ОСАГО.
Как долго действует повышающий коэффициент
Повышающий коэффициент, установленный в результате ДТП, действует в течение всего наступившего страхового года. По окончании его, в зависимости от аккуратности вождения, возможно дальнейшее снижение класса КБМ, либо его увеличение.
Восстановление КБМ после ДТП
Снижение рейтинга в системе «бонус-малус» влечёт за собой повышение расходов на оформление ОСАГО. Поэтому, многие водители заинтересованы в скорейшем восстановлении КБМ после ДТП.
Сделать это можно только двумя способами:
- Добиться пересмотра выводов сотрудников ГИБДД о виновности. Сделать это можно в административном, или в судебном порядке – предоставив вескую доказательную базу своей невиновности.
- Более не становиться виновником ДТП, повышая свой рейтинг КБМ на одну строку каждый год.
Можно ли избежать увеличения цены после ДТП
В ситуации, когда водитель признан виновником аварии с последующим снижением класса безаварийности, стоимость ОСАГО для него увеличится неизбежно. Не допустить этого можно, добившись признания себя невиновным, или договорившись с потерпевшей стороной о компенсации вреда без обращения к страховщику.
Заключение
Снижение класса КБМ неизбежно влечёт повышение финансовых расходов при заключении договора ОСАГО на следующий год. Самый простой способ избежать понижения личного рейтинга – соблюдать ПДД, не становясь виновником транспортных происшествий.